Для российских металлургов I квартал оказался успешным

Рентабельность по EBITDA у трех компаний из первой пятерки (ММК, НЛМК и «Северсталь») была на уровне 30%, а чистая прибыль выросла в сравнении с прошлым годом вдвое.

Причиной тому была девальвация рубля и повышение операционной эффективности, объясняли представители компаний. Для сравнения: год назад уровень рентабельности российских металлургов был около 15–20%.

В России ситуацию пока смягчают госпроекты: растет сегмент плоского проката за счет потребления труб большого диаметра для «Газпрома», субсидирование ипотечной ставки стимулирует строительство и покупку арматуры, говорит эксперт. Новых строек сейчас в 1,5 раза меньше, чем год назад, а без господдержки снижение могло быть троекратным, отмечает гендиректор строительной фирмы «Крост» Алексей Добашин.

Российские сталевары сейчас самые эффективные по себестоимости, им надо фокусироваться на стабилизации свободного денежного потока и увеличении добавленной стоимости, считает аналитик Газпромбанка Айрат Халиков.

Например, ММК прекратил поставки в Северную Америку (на нее приходилось 2% продаж) и перенаправил экспорт на Ближний Восток (15% выручки против 11% в I квартале 2014 г.) и в Африку (1% выручки, год назад продаж не было), следует из отчета компании за I квартал.

Компания намерена укреплять свое присутствие на рынке России и стран СНГ, в том числе благодаря увеличению прямых продаж с региональных складов, говорит представитель ММК. В 2014 г. через торговый дом ММК прошло 5–8% всех продаж компании, как ММК собирается увеличить прямые продажи и насколько это повысит EBITDA, представитель ММК не говорит.

«Северсталь» и Evraz намерены больше внимания уделять клиентам и за счет этого увеличить EBITDA. «Северсталь» намерена сделать упор на продукцию с высокой добавленной стоимостью – арматурные профили, высокопрочный прокат с эффектом термического упрочнения для автомобилестроения, рассказывает представитель. Компания также будет сокращать сроки доставки продукции до 10 суток. Evraz делает ставку на долгосрочные партнерские отношения с покупателями, стремится предложить своим клиентам лучший сервис в отрасли, сказал лишь представитель компании.

Ставка на эффективность поможет российским металлургам пережить кризис и дождаться, пока с рынка уйдут мощности с высокой себестоимостью. Сейчас остается только искать новые рынки сбыта, как это делает ММК, доставляя мелкими партиями свой металл туда, куда позволяет это делать низкая стоимость перевозок.

По данным Ведомости