Металлургия Евросоюза постепенно выходит из застоя

По оценкам экспертов европейской ассоциации производителей стали (Eurofer), в первой половине текущего года происходило восстановление экономики Европейского Союза, хотя и достаточно медленными темпами. Тем не менее, эти положительные сдвиги способствуют постепенному выходу из затяжной рецессии европейской металлургической отрасли.

Активизация инвестиционной деятельности в Европе, с точки зрения аналитиков Eurofer, даст толчок дальнейшему увеличению потребительского спроса в ЕС во второй половине текущего года и в 2015 году. Это дает возможность уменьшить зависимость Евросоюза от экспорта как основной составляющей экономического роста и позволит расширить этот рост с «опорой на собственные силы». На национальном уровне ситуация тоже становится более обнадеживающей по мере того, как некоторые страны ЕС благодаря внутренним реформам начинают покидать зону риска и выходить из кризиса.

«Конечно, показатели по ключевым отраслям европейской экономики в первом и втором кварталах текущего года по сравнению с аналогичными периодами прошлого года были существенно выше, но они оказались такими потому, что в прошлом году в еврозоне была глубокая рецессия. Безусловно, сегодня мы видим улучшение экономической ситуации в ЕС. Положение идет на поправку, прежде всего, в автомобилестроительной отрасли и в секторе строительства, где многие страны ЕС после длительного застоя уже показывают пусть и незначительные, но положительные темпы роста», – говорит Гордон Моффат, генеральный директор Eurofer.

По его оценкам, рост основных отраслей европейской экономики, потребляющих стальную продукцию, продолжится и во второй половине текущего года (на 3%), а также в 2015 году (на 3,5%). Ключевой стимул здесь – это восстановление и увеличение инвестиций в эти отрасли после дефицита капиталовложений в предыдущие годы. В настоящее время расширение инвестиций уже отмечается в машиностроении, а также в автомобильной промышленности и строительной отрасли.

Так, производство автомобилей в Европе в первом квартале 2014 года увеличилось в годовом исчислении почти на 11%, а во втором добавило еще 5%. Причем этот рост характерен для всех государств ЕС – основных производителей автомашин в Европе, за исключением, возможно, Бельгии и Великобритании, где он не столь заметен. Но в настоящее время автомобильная промышленность Великобритании уже вышла на полную загрузку мощностей, поэтому и здесь стабилизация ситуации со спросом и продажами не за горами. По прогнозам экспертов Eurofer, производство автомобилей в ЕС в 2014 году увеличится на 5% по сравнению с предыдущим годом.

На 2015 год прогнозы в целом тоже положительные, однако здесь следует учитывать один момент – расширение выпуска автомобилей будет достаточно умеренным, поскольку его будет обуславливать спрос, связанный с необходимостью замещения старых или отслуживших свой срок машин.

Положительные сдвиги наблюдаются и в строительном секторе ЕС. Здесь в первом квартале текущего года деловая активность возросла на 7,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако этот относительно высокий показатель объясняется, прежде всего, застоем строительной отрасли Западной Европы в первом квартале 2013 года. В то же время, в Центральной Европе положительная динамика обусловлена реальным улучшением конъюнктуры рынка в регионе, а прогнозы на 2015 год от Eurofer тоже остаются довольно оптимистичными.

С другой стороны, объем производства в европейском машиностроении в первом квартале текущего года увеличился всего на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В среднем по большинству государств ЕС деловая активность в этом секторе росла относительно умеренными темпами. Например, в Великобритании расширение объемов выпуска машиностроительной продукции простимулировал активный спрос на внутреннем рынке, а также увеличившийся экспорт в США. В Италии и Швеции производство, вопреки прогнозам, сократилось. Тем не менее, по оценкам Eurofer, в 2014 году общий объем производства в машиностроении ЕС вырастет на 2,5%, а в 2015 году – на 4,5%.

Тем временем, потребление стали в Европейском Союзе в первом квартале 2014 года увеличилось на 7%, а по предварительным прогнозам Eurofer, по итогам текущего года данный показатель составит 3,7%. Эта тенденция, как считают в Ассоциации, продолжится и в 2015 году – реальное потребление металла повысится на 2,5-3%. Аналитики обуславливают эти благоприятные прогнозы дальнейшим улучшением ситуации в автомобилестроении и строительстве, а также в машиностроении и отрасли по производству оборудования и бытовой техники.

Между тем, по мнению генерального директора Eurofer Гордона Моффата, наряду с происходящими в последнее время положительными изменениями в металлургической отрасли ЕС, она продолжает сталкиваться с рядом серьезных проблем, от решения которых зависит будущее европейского сталелитейного сектора. «Ключевая проблема состоит в том, что по мере относительно умеренного укрепления спроса на стальную продукцию в ЕС, импорт металла в регион растет куда быстрее, чем местные поставки, а это означает, что зарубежные поставщики захватывают все большую долю рынка. Мы ожидаем, что объемы импорта стали в ЕС останутся высокими во второй половине текущего года и в 2015 году, если поставщики из третьих стран продолжат «затоваривать» наш рынок своей продукцией и будут придерживаться агрессивной ценовой политики. Такая ситуация в условиях хронического перепроизводства нежелательна для европейских производителей металла, большинство из которых и без того получают крайне низкую прибыль или вообще терпят убытки», – говорит Гордон Моффат.

По его словам, как в этом году, так и в следующем растущий импорт стальной продукции из третьих стран может привести к тому, что прогнозируемое увеличение спроса в большей степени будет покрыто за счет поставок из-за рубежа. В частности, на сегодняшний день, по данным специалистов Eurofer, уже резко возрос импорт в ЕС длинномерного проката, главным образом, из Турции и Китая.
 
По данным: Русмет